Интересный вопрос недавно затронул один из моих заказчиков: как правильно подсветить мозаичное панно? При всей кажущейся простоте вопроса, здесь есть несколько важных нюансов, учитывая которые вы сможете правильно подобрать и расположить светильники.

    Прежде всего, нужно учитывать оптические свойства материала используемого для изготовления мозаики. Глянцевое стекло сильно бликует, прозрачные стекла хорошо подсвечиваются, мозаики с декоративным слоем амальгамы ведут себя как маленькие зеркала, а перламутровое покрытие, часто используемое в мозаике, раскрашивает отраженный свет в радужные оттенки. Все это живописное многообразие во многом определяет основные декоративные свойства будущего панно, а использование того или иного качества заранее проговаривается с заказчиком на стадии договора и образца.

    Второй важной особенностью готового панно является его сложная и неоднородная фактура поверхности. Многочисленные детали, составляющие декоративное покрытие панно, в основной своей массе, имеют индивидуальную ориентацию по отношению к общей плоскости всего изделия. Внешнее это проявляется в обилии мелких бликов и своеобразной игре света на поверхности мозаики, а само понятие «мозаичности» лучше всего иллюстрируется этим эффектом. Такое свойство, как правило, дополнительно еще усиливается тем, что исходные стеклянные материалы имеют различную толщину, что приводит к появлению на поверхности множества мелких ступеней. Такая активная фактура очень живописно дополняет декоративность мозаичного панно и по праву считается одним из основных художественных свойств мозаики.


Скользящий свет выявляет фактуру мозаики. Это необходимо учитывать при организации освещения


Скользящий свет слева


Скользящий свет справа


Прямое освещение

    Если начать с общих советов по освещению такого богатого и оттого такого сложного покрытия, то мой совет организовывать несколько различных сценариев света - основная люстра в комнате, настенные бра, дополнительный зональный свет (у зеркала или у рабочего места). Включая эти источники разом, по очереди или в произвольных сочетаниях вы будете получать различные световые эффекты вашей мозаики, каждый раз, по-новому открывая для себя ее достоинства. Эта же возможность позволит избежать подсветок, где появляются слишком яркие и раздражающие блики, компенсирую освещенность за счет альтернативных источников.

    При наличии такой возможности, постарайтесь разместить мозаику в зоне естественного освещения солнечными лучами. Даже если это будет всего 1 час в сутки, это будет очень здорово! Как правило, в таком виде содержательная составляющая мозаики меркнет, и ее декоративность проявляется в полный рост. Игра отраженных лучиков света, гиперболизированная фактура поверхности, светящиеся стекла и перламутровые блики полностью захватывают внимание зрителя.


Солнечный свет на мозаичном панно

    Для панно, которое в интерьере является центром всего дизайнерского ансамбля, нужно предусмотреть отдельные светильники. Лучше всего на эту роль подойдут источники с направленным светом по типу музейных. Несколько таких ламп, закрепленных на потолке, с нейтральным белым светом ориентируется на мозаику с учетом появления бликов отраженного света. Так или иначе, они будут всегда, но для наиболее важных ракурсов их нужно постараться избежать. И, конечно же, управление этим светом выводится на отдельный диммируемый выключатель для возможности автономного регулирования.


Отдельные точечные светильники для подсветки мозаики создают камерность интерьера, подчеркивает и выделяет мозаичное панно

    Иногда для мозаичного панно предоставляется вся стена помещения, или же панно помещается в отдельную нишу в стене. В таком случае есть соблазн организовать подсветку всего периметра, благо светодиодные ленты сейчас позволяют сделать это такой свет равномерным и достаточно сильным. Это плохое решение и вот почему: скользящий направленный свет, появляющийся при таком расположении источника света, сильно выявляет и усиливает мозаичную фактуру панно. Такая акцентированная подача, как правило, создает неприятное ощущение и ее лучше избегать. Так же при использовании подсветки мозаики по периметру эффективно подсвечивается только контур изделия, центр остаются в тени, что сильно искажает восприятие и нарушает целостность картины.


Слева панно при равномерном и правильном освещении, справа - оно же в нише с подсветкой периметра

    Ну и напоследок можно подумать об использовании RGB светильников с переменным спектром, у нас как раз есть красочный пример такого подхода, и вы сможете сами решить, насколько это уместно... Данный проект можно посмотреть в галерее сайта.