breadcrumbs_revolution_theme

КАК СОЗДАЕТСЯ МОЗАИКА

ПЯТЬ ШАГОВ СОЗДАНИЯ МОЗАИКИ

Искусство создавать картины из разноцветных фрагментов, чаще всего кусочков стекла или камня, появилось много тысячелетий назад предположительно на Древнем Востоке, и с тех пор распространилось по всему миру. Мозаика – это иконы в средневековых храмах и панно с разными сюжетами на стенах в московском метро, но не только. Сегодня мозаику можно увидеть не только на масштабных сооружениях культурного значения, но и в обычной обстановке, например, на фасадах частных домов и в интерьере помещений самого разного назначения.

Особенно популярна и даже незаменима мозаика в турецких банях – хаммамах. Из-за высокой влажности и сложной трехмерной формы поверхностей она идеально подходит для отделки, а благодаря использованию этого материала интерьер наполняется атмосферой восточной роскоши и неги. Часто мозаикой отделывают чаши бассейнов и стены ванных комнат. Мозаика и вода так часто встречаются вместе, что уже стали своего рода ментальными синонимами. Возможно, именно поэтому так много производимой сегодня мозаики – цвета чистой воды, от светло голубого до насыщенного бирюзового. 

Создается современная мозаика на заказ в частных мастерских, среди которых и наша мастерская «Автограф». За годы работы у нас появились определенные стандарты, наработанные приемы и даже собственные производственные секреты – всё, чтобы предложить нашим заказчикам отменный результат «под ключ», от эскиза до монтажа готового изделия. Итак, как же создается мозаика?

Шаг 1. Решение заказчика

Большинство наших клиентов – частные заказчики. Они строят дома, делают ремонт в квартирах или других помещениях, в поисках практичного и красивого решения приходят к мысли о мозаике – и обращаются к нам за воплощением своего решения. Зачастую заказчик уже сотрудничает с дизайнером проекта, и они обращаются к нам вместе, а иногда дизайнер выступает в роли полноценного представителя заказчика. Но это частности, главное же то, что в какой-то момент необходимость в мозаичном дополнении интерьера становится очевидно, и тогда мы с клиентом встречаемся для обсуждения будущей работы.

Шаг 2. Идея мозаики и эскиз

За решением заказчика использовать мозаику идет второй этап – идея, что на ней будет изображено, и оформление этой идеи в эскиз. И тут вариантов несколько. Иногда человек приходит с готовым эскизом, подобранным самостоятельно, или предоставленным в дизайнерском проекте. Иногда – только с идеей на словах или примером в виде фото или рисунка, и тогда сам эскиз будущей мозаики создают художники нашей мастерской.

Если за основу берется копия мозаики какой-нибудь известной итальянской фабрики, то работа мастеров студии сводится к рутинному повторению существующего панно. Это достаточно простая и с художественной точки зрения не слишком интересная работа.

Более интересный для любого художника вариант – когда нам приносят изображение или даже авторский рисунок, созданный специально под нужды заказчика или конкретный дизайн-проект. Тут задача наших сотрудников – адаптировать рисунок под мозаичный набор, подобрать нужные материалы, разработать технику мозаичного набора. Все эти действия выполняются с учетом, в каком интерьере будет располагаться панно. Важно учесть общую стилистику, обыграть палитру и фактуру существующих материалов, предусмотреть варианты освещения и многое другое. Безусловно, такой подход к изготовлению требует больше усилий с нашей стороны, но в результате, как правило, выходит настоящая авторская работа, достойное украшение портфолио студии.

А порой бывает, что у заказчика нет даже идеи, есть только решение украсить интерьер мозаикой, и вот это – самый интересный вариант. У нас появляется возможность стать полноценными творцами, взять на себя ответственность за выбор идеи и пройти все этапы создания художественного панно. В процессе решения этой увлекательной и творческой задачи мы можем реализовать наши художественные задумки, попробовать нестандартные сочетания и подходы. Часто мы рискуем и экспериментируем, создавая мозаику с нуля, и всегда приятно, когда заказчики доверяют нам, нашему опыту и мастерству, и готовы идти с нами до конца.

Конечно же, эта работы – и поиск решения, и все последующие этапы – происходит не в полной изоляции и отрыве от всего, а в тесном взаимодействии с заказчиком. Для начала мы выясняем всю информацию о проекте, включая уже разработанный дизайн помещения, если он есть, просим фото текущей стадии стройки, узнаем, какие еще материалы будут использованы в интерьере, какие решения планируются, что нравится заказчику и членам его семьи. На основе этих данных создается несколько набросков эскизов, простых, но дающих ясное представление о будущей мозаике, и клиент выбирает из этих набросков тот, который ему больше всего понравился, показался самым близким и подходящим. Как правило, среди предложенных нами решений есть и очень неожиданные, не совсем отвечающие первоначальному запросу, но тем приятнее, когда клиент выбирает именно такой вариант! Это значит, что нам удалось угадать его потребность, уловить его настроение и ту атмосферу, которую он хочет создать мозаикой.

Шаг 3. Образец готового изделия и договор на изготовление мозаики

На этом этапе мы собираем небольшой фрагмент мозаики в натуральную величину и предлагаем заказчику оценить, что получилось. В процессе этой работы мы отрабатываем и согласовываем все параметры будущей мозаики: технику сборки, основную палитру, материалы. При необходимости в образец вносятся правки и уточняются детали. Часто для изготовления пробы мы используем фрагменты реальных материалов из будущего интерьера- лоскуты ткани, кусочки керамогранита, обрезки паркетной доски. Это важно и всегда позволяет максимально точно интегрировать мозаику в интерьер. В итоге заказчик получает максимально полное представление о будущей мозаике на самых ранних этапах работы, при желании может уточнить любые моменты и внести коррективы.

Позже на этот образец мы ссылаемся, составляя и подписывая договор, он становится его неотъемлемой частью и нашим ориентиром на протяжении всей работы. Этот этап предлагают не все студии мозаики, и часто нас выбирают именно потому, что с нами «элемент непредсказуемости» практически сводится к нулю, а значит, уменьшается и вероятность получить на выходе неожиданный вариант. Заключая договор, мы рекомендуем всегда оформлять заказ с монтажом готового изделия. Это гарантирует клиенту сопровождение проекта «под ключ» и позволяет избежать проблем на последней стадии работы.

Шаг 4. Изготовление мозаики 

Работа над мозаикой проходит непосредственно в мастерской в Санкт-Петербурге, на набережной Обводного канала, 148. Просторное и светлое помещение в обычное время выглядит довольно сумбурно и хаотично. Каждый художник сам организует рабочее пространство на своем столе. Обычно всю площадь стола занимает распечатка, накрытая пленкой, а поверх нее стоит множество баночек с цветными стеклами и мозаикой, рабочие инструменты, распечатанный эскиз и несколько личных вещей. Столы стоят по всей мастерской, и на всех идет сборка одного большого панно. В процессе работы отдельные части располагаются в произвольном порядке, но в нужный момент, когда все готово, столы сдвигаются в одну большую «полянку», куски мозаики соединяются в целое изделие и стыковочные швы заполняются. После этого работу можно убирать со столов. Большое панно снова делится на отдельные фрагменты, которые отправляются на подготовку к монтажу. Освобожденные столы, снова готовые к работе, разъединяются, и все повторяется, но уже с другим проектом. 

Материалы, из которых делается мозаика, лежат тут же на полках, вдоль окон на полу, в ведрах под столами и вообще везде, где есть место. Их много, очень много, разных цветов, форматов, фактур и производителей. Мы периодически докупаем материалы под конкретные проекты, но основной объем нужного сырья, как правило, находится в мастерской. Это очень удобно и позволяет быстрее выполнять сборку. Подробнее о материалах и инструментах мы планируем написать отдельную статью и разместить ее в блоге чуть позже.)

Сам процесс изготовления мозаики проходит в несколько этапов. 

    1) Все начинается с распечатки эскиза на цветном принтере в натуральную величину.

    2) Укладка пленки. Сверху на этот эскиз кладется самоклеющаяся пленка, изображение остается под ней. Верхняя часть пленки липкая. На ней можно рисовать, при необходимости уточняя контур. Большая часть пленки во время сборки должна быть закрыта, чтобы на нее не попадала пыль, а клейкая основа не высыхала. В процессе сборки, ориентируясь на свою дневную выработку, мастер открывают новые участки со свежей и чистой пленкой.

    3) Подбор цветов. В соответствии с распечаткой мастер-мозаичист по тону и цвету подбирает нужные материалы из огромной палитры на складе студии. Здесь важно учитывать общую идею и задачу всей работы. Например, иногда важно удержаться в сдержанных и максимально природных красках, и тогда предпочтения отдаются мозаикам из натурального камня, смальте пастельных оттенков и матовым стёклам. Перламутровые материалы, смальта с яркими и открытыми цветами здесь не используется, так же как и декоративная зеркальная мозаика. Это важный и совсем не быстрый этап. Иногда, после подбора нужно уточнять, достаточно ли сырья для всего объема работы, и вносить коррективы. При согласовании образца и на момент начала основной сборки этот этап, чаще всего, уже пройден, но большая мозаика обычно состоит из множество разноплановых фрагментов, и один образец, как правило, дает представление лишь о какой-то одной части. В таком случае материалы подбираются постоянно на протяжении всей работы с мозаикой.

    4) Сборка мозаики. Сама сборка – это обработка отдельных деталей мозаики для придания ей нужной формы и размера с помощью специальных механических кусачек (подкалывателей zag-zag), и укладывание их на место. Каждый элемент будущей мозаики мастер-мозаичист предварительно подбирает по цвету согласно эскизу, оценивает его соответствие и сочетание с близлежащими чипами. Выбранный элемент мастер подкалывает кусачками и оценивает его соответствие, прикладывая на место, после чего дорабатывает, если необходимо. И так много-много раз. С одной стороны это работа творческая, с другой – тонкая и ответственная, требующая внимания и концентрации.

В процессе сборки мы регулярно отправляем заказчику фотографии, и в конце, перед отгрузкой, он лично принимает работу. При необходимости на этом этапе вносятся поправки.

Шаг 5. Подготовка к монтажу. Финальный этап

Вся работа по сборке и подготовке к монтажу также проходит в мастерской. Подробнее об этом процессе читайте в отдельной статье, но вкратце это делается так: тыльная сторона мозаики прочно фиксируется на тканевой основе, которая останется с этим панно навсегда. Потом мозаика раскраивается на отдельные фрагменты по тем швам, которые образовались при соединении отдельных частей. Линия раскроя получается сложной и кривой, но при монтаже детали стыкуются между собой без видимых швов. После этого мы делаем специальные коробы для транспортировки и хранения под размер фрагментов, укладываем их туда и отправляем заказчику. На месте они собираются в готовое панно.

Шаг 6. Монтаж

Почему мы рекомендуем заказывать у нас не только мозаику, но и монтаж? При всей простоте и технологичности монтажа, сам процесс может стать непростой задачей, с которой трудно справиться без соответствующего опыта, а главное, без понимания, как «устроена» конкретная мозаика. Опыт работы подсказывает мастеру, что и в какой последовательности нужно сделать, как выйти из непредвиденной ситуации, что делать, если не получается завершить работу и на какой стадии лучше остановиться. К этому добавляется специфика полимерных компонентов (клей и затирка), которые тоже весьма требовательны к технологии производства и имеют свои особенности, без знания которых легкой испортить дорогостоящее изделие. О самой последней стадии выполнения заказа читайте подробнее в статьях «Монтаж» и «Доставка».