В начале своей профессиональной деятельности, а это было в середине нулевых, мне много приходилось изучать мозаичные работы на примерах других мастерских. Не имея практически никакого личного опыта, любая информации была полезна и интересна, я исследовал просторы интернета, разглядывая фото и собирая их в архив. Сразу же стало понятно, что мозаика советского периода — это очень нишевый продукт, зажатый идеологией и пропагандой с одной стороны и академической мозаичной школой с другой стороны. Школа мозаики новой России на тот момент еще не сформировались и все что делалось, делалось по инерции в знакомом стиле по образу и подобию уже существующих панно. Речь сейчас идет прежде всего о монументальных мозаиках в общественных местах, таких как метрополитен и фасады зданий. Мозаика частного заказчика развивается самостоятельно и не так сильно зависит от национальной принадлежности потребителя.
В тот период попалась мне страница канадской фабрики художественной мозаики https://mosaika.com/ Эти ребята сотрудничают со многими художниками и делают превосходные мозаичные панно для общественных мест в Канаде и США. В их портфолио можно найти массу интересных проектов реализованных для станций метро, аэропортов и государственных учреждений. Очень рекомендую посмотреть их страницу. Больше всего в огромном многообразии работ меня поразило содержание некоторых мозаик, предназначенных для метро, и это было очень ярким впечатлением на сравнительном контрасте с живыми примерами питерской подземки. Многие сюжеты канадских коллег наполнены простыми и понятными смыслами, порою даже уж как-то излишне бытовыми, но от того еще более трогательными и милыми. А еще помню вечерний разговор со свояком в новогодние праздники у родителей, где мы бурно обсуждали насколько уместно делать мозаику на станции метро с пасущимися гусями https://mosaika.com/project/malin-abrahamsson/ или как относиться к сюжету с танцующей парой уже немолодых людей чудаковатых на вид, но безумно счастливых с виду, встречающих тебя каждое утро по дороге на работу https://mosaika.com/project/raul-colon/
А вот станция метро в Нью-Йорке. Художница создала панорамы, которые переносят небо с чайками, местные лужайки с канадскими гусями и местную архитектуру (приятный деревянный каркасный дом) прямо на новую станцию.
Конечно же, глядя по сторонам и сравнивая увиденное с тем, что может быть, мне казалось, что я понимал, куда мы придем в итоге. Это настолько было очевидно, что не было никаких сомнений - нужно подождать и новые станции метро наполнятся новым смыслом и новыми сюжетами, которые будут ближе и понятнее обычным людям. Мозаики с мертвыми героями и тяжелыми пейзажами останутся в прошлом на старых станциях как память о той советской школе подавляющего искусства, а новая пропаганда будет тоньше и деликатнее прививать патриотизм, дружелюбно и вкрадчиво наполнять подрастающее поколение любовью к Родине.
Время идет, но все остается на том же уровне и от новых станций я уже не ожидаю ничего интересного. В сентябре этого года планируется открытие станции Горный институт, по мозаичным мастерским города стали рассылать запросы на изготовление мозаичных панно для отделки новой станции и мне тоже удалось ознакомиться с концепцией будущего оформления. Откровенно говоря, именно увиденные эскизы послужили толчком для написания этой статьи. Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с картинками и попробовать понять идею художников, предлагающих такое решение.
Первое что бросается в глаза это мрачная и зловещая гамма (зачем так?), разный стиль графики основной пары панно (почему так?), ну содержание и смысл этого всего - что хотят показать, какие чувства должны вызывать от зрителя эти картины, и, если здесь заложен некий воспитательно-пропагандистский смысл, чему должны учить эти наглядные материалы? Ни на один из этих вопросов я не смог ответить и создается устойчивое ощущение, что работа по художественному оформлению делается людьми с опасением внести что-то новое, действующих по инерции и по шаблонам проверенной советской школы. Вся эта кухня безнадежно осталась в том безальтернативном периоде и застряла в его жестких рамках. А люди, которые принимают решения, боятся ответственности за концептуальное обновление подходов к дизайну и стилю, прикрываясь логикой классической питерской школы в оформлении подземки.
Так же в районе кассового зала предусмотрено такое панно, которое автор даже наделил пояснениями: Геолог-исследователь движется навстречу свету, выходя из недр горной пещеры – движение к новым открытиям и возможностям.
Мы видим идущего человека с рюкзаком и смотрящего себе под ноги. Динамика движения четко прослеживается - вниз и влево, но все знают простой принцип дизайнера, актуальный для любого графического продукта и основанного на особенностях человеческого восприятия. Движение вперед — это вектор вверх и направо. Противоположное движение символизирует регресс и упадок. Для примера посмотрите на следующие изображения, где художники знали про это немного больше.
Логотип Nike- движение вверх и вправо
Уже знакомое панно с танцующей парой. Движение вверх и вправо
Реклама Evian
Реклама Coca-Cola. Движение вверх и вправо
Так что же в итоге хочет нам сказать это геолог-исследователь, и почему он не может развернуться и поднять голову, хотя бы ненадолго для правильного посыла? В качестве альтернативного примера, из портфолио все той же канадской студии мозаики мне попалась такая работа https://mosaika.com/project/dixie-friend-gay-7/
Это общественное здание в центре города Вудлендс, Техас.
Здесь тема недр раскрыта другим, более ярким и всем понятным языком. Такое изображение привлекает внимание, возбуждает здоровый интерес к теме, заставляет подумать о горах даже самого отвлеченного человека. И конечно же дети, которые, несомненно, будут главными ценителями такой работы. Уверен, что многие ребята на всю жизнь запомнят эти мозаики и с любовью будут вспоминать поясняющие рассказы заботливых родителей о горных недрах и о горном институте, в честь которого названа эта станция.
Ископаемые животные в толще земли. Мозаичное панно в общественном здании в центре города Вудлендс, Техас
Но, видимо, не судьба в этот раз. Наши дети будут гулять по станции «Горный институт» в атмосфере некрополя в компании с отчаявшимся геологом-исследователем, зато сдадут этот объект с опережением графика и откроют узел на 3 месяца раньше запланированного срока.
Вопрос идейной основы - проблема общегосударственная и здесь, на примере отдельной станции, можно лишь наглядно оценить ее масштаб, оформленный в совершенно пустую и никчемную пародию на нечто былое и весомое. К сожалению, большие умы уже давно не бьются над ее решением, предпочитая по старинке прикрываться пафосной и избитой темой титанического превозмогания, забывая о более важных и земных целях. Президентом уже была озвучена попытка объявить патриотизм национальной идеей и положить ее в основу общегосударственной скрепы. Оттолкнувшись от этой мысли ее можно продолжить - а что, если не любовь к Родине, является фундаментом любого патриотизма? Любовь в максимально широком, базовом смысле этого слова, понятная каждому, не зависимо от возраста, образования и национальности. Здесь вспоминаются слова из песни «С чего начинается Родина» о картинках в букваре, заветной скамьи у ворот, берёзки что в поле растет. Это и есть идеальные сюжеты для станций нашего метро, и не это ли мы видим в оформлении чужих станций!
Березки… Международный аэропорт Миннеаполис–Сент-Пол, Миннеаполис, Миннесота
Картинка из букваря. Оздоровительный центр Sun Valley, Сан-Фернандо, Калифорния
Аэропорт Сан-Франциско, Калифорния. Зрителю предлагается присоединиться к яркому актерскому составу персонажей со всего мира. Сцена предназначена для беседы, перекуса, смены костюмов и занятий, чтобы скоротать время. Благодаря воображению художника аэропорт и воздушное путешествие превращаются в театральную постановку, где межличностные связи занимают центральное место, а индивидуальные путешествия могут пересекаться с путями других людей.
Заветная скамья у ворот. Станция метро в Нью-Йорке
Пасущиеся птицы, танцующие люди, яркие портреты простых горожан, солнце и березы в лесу- все то, что понятно даже ребенку, то, что не требует долгих объяснения и монотонных аннотаций, то, с чем люди сталкиваются каждый день, что делает их людьми своего города. Наши канадские коллеги, которые, по общепринятому мнению, давно и повсеместно преуспели в вопросах пропаганды, это поняли уже давно. В таком свете все, с первого взгляда наивные и смешные сюжеты из выше приведенных примеров выглядят как вполне продуманные, уместные и качественные образцы социальной рекламы, эффективно работая патриотическим воспитателем и современно украшая общественный объект. Этому нужно учиться, это нужно брать на вооружение, тем более что у нас есть нестареющая инструкция к применению в виде текста легендарной песни. Кстати, рекомендую прочесть историю ее создания. Там, помимо прочего, есть параллели с текущей ситуацией в виде противостояния с худсоветом, который обвинил автора в примитивном тексте с принижением образа Родины.
Мне очень важно ваше мнение по вопросам, поднятым в этой статье. Мне кажется, что об этом нужно говорить и пытаться изменить подход к оформлению станций. Было бы хорошо, чтобы тематика оформления и эскизные проекты были предметом общественного обсуждения и решались с участием простых людей - пользователей метрополитена. Подобных статей по вопросу художественной и смысловой составляющей мозаичных панно подземки можно написать еще немало, но нет желания погружаться в это слишком глубоко, думаю, все и так всё видят. Задача другая - сделать так, чтобы в будущем было иначе. Есть масса талантливых людей и коллективов, которые могут эту задачу решить совершенно на другом уровне, отбросить груз и тягость исторического шлейфа, вдохнуть новое и свежее прочтение «патриотизма». Уверен, что при проведении открытого конкурса на художественное оформление, мы бы получили потрясающие результаты.